ЛЮДИ ХХ ВЕКА  

Марксизм и христианство


За всю историю Армии национального освобождения довольно
большое число священников стали ее бойцами, и даже более того - в
течение нескольких лет бывший священник был главным лидером
организации. Это привлекло к ELN симпатии многих христиан, так
что дело дошло до того, что в UCELN была создана специальная
христианская секция. Тем не менее, отношение организации к
религии вплоть до самого конца 1980-х годов было несколько
противоречивым. Сам Перес отмечал, что в партизанском движении
недостаточно пространства "для исповедования вашей веры, для
того, чтобы быть одновременно и верующим, и марксистом... Нам
пока не удалось сломать барьеры предубеждения и легкого страха,
которые мешают одним бойцам с пониманием отнестись к вере
других."


Эта противоречивая ситуация вытекала из того факта, что в ELN
"всегда были различные уровни и подходы, так что неудивительно,
что наряду с традицией активного участия христиан в деятельности
организации существовала традиция очень догматичного
марксистского образования." Очень часто можно было слышать от
бойцов ELN высказывания, подобные, например, таким: "Если
Марксизм учит, что религия - это опиум для народа, то как мы
можем понять и принять религиозные убеждения наших товарищей -
христиан ?" Или " Если мы пропагандируем научное мировоззрение,
то мы должны быть последовательны и решительно отвергнуть
библейский идеализм". Подобные дебаты достигли своей кульминации
во время первой общенациональной ассамблеи ELN в 1986 году.
Мануэль Перес отмечал: " Если простые люди смогут увидеть, что
революционные христиане также борются за преобразование страны,
что они пытаются сбросить пелену молчания с тесной связи между
традиционной церковью и капитализмом, что они тоже считают
Ватикан идеологическим инструментом империализма, то это будет
наилучшим аргументом в дискуссии об отношениях религии и
революции. В свое время мы начали изучать взаимосвязь религии и
классовой борьбы, и вскоре поняли, что основная борьба ведется не
между традиционной церковью и революцией, а между народной и
традиционной церквями. Вместе с тем, мы хотели бы, чтобы, с одной
стороны, до многих марксистов наконец дошло, что революционные
христиане - это их союзники в борьбе за новую Колумбию, а с
другой - чтобы революционные христиане поняли, что движущая сила
революции в нашей стране - это все-таки марксизм, а не
христианство ". То есть, Перес считал, что христиане могут быть
членами ELN наряду с марксистами, поскольку для революционной
организации центральным является не вопрос о бессмертии души, а
убежденность в том, что рано или поздно империализм и капитализм
падут под натиском народных масс. Что же касается его собственной
эволюции, то Перес признавал, что именно христианство сыграло
главную роль в том, что в конечном итоге он встал под знамена
революционного движения. Вместе с тем, он добавлял :
"Христианство - это мотив, а не наука революции. Наука революции
- это марксизм. По этой причине мы собираемся строить не
христианскую организацию, не христианское общество, а
марксистскую организацию и социалистическое общество."



Перес придавал большое значение идее, в свое время
сформулированной Фиделем Кастро, что для успеха социальной
революции в Латинской Америке необходим " стратегический альянс
между революционными марксистами и революционными христианами."
Однако Перес признавал, что "даже на Кубе наблюдается жесткий и
излишне догматичный подход многих марксистов по отношению к
христианам, несмотря на то, что сам Фидель занимает позицию
открытости по отношению к прогрессивному христианству - и такая
ситуация в принципе понятна, если учитывать тот факт, что многие
кубинские товарищи учились марксизму по советским учебникам и в
советских вузах." Обьясняя позиции, занятые UCELN в последнее
время, Перес заявлял: "Мы теперь должны говорить не о
стратегическом альянсе между христианами и марксистами в ходе
революции, а о реальном единстве". Перес верил, что это едва ли
не самый важный вклад UCELN в "возрождение революционных идей в
рамках марксистких организаций".



Социализм, демократия, народовластие


Падение так называемого "реального социализма" никоим образом
не сказалось на стратегической линии UCELN по отношению к таким
важнейшим проблемам современности, как национальное освобождение
и строительство социализма. "Оба компонента слиты в единое целое
в общей стратегии нашей революции", - настаивают идеологи UCELN.
Они также утверждают, что "без всякого сомнения, историческим
субьектом революции является пролетариат - общественный класс,
призванный сыграть роль главного гегемона в колумбийской
социалистической революции."


Что же касается краха "Сталинистского проекта", то об этом в
прессе UCELN можно прочесть следующее: "Это конец лишь частного
способа понимания социализма и пути его строительства, некоей
отдельной версии, чей главный недостаток состоял в том, что ее
творцы стремились загнать в единую модель целый свод идей и
социальных проектов, которые по самой своей природе различны,
комплексны и подвержены постоянному видоизменению, и превратить
эту модель в универсальную истину.


Согласно UCELN, "так называемый проект реального социализма
фактически заключал в себе глубочайший конфликт между социализмом
и демократией", тогда как "полная демократизация общества, при
том что это еще и синоним социализма, является единственной
гарантией того, что общество сможет избежать совершения новых
ошибок, как можно быстрее исправить те, что уже были сделаны, и,
в конечном счете, окажется способно преодолеть отчуждение от
самого себя." Результат же конфликта между социализмом и
демократией оказался катастрофическим: " гражданское общество
было подмято партией и государством, а точнее - новым правящим
классом в лице элитной государственной бюрократии." В то же время
идеологи UCELN признают, что "многие из искажений, ошибок и
несправедливостей, которые совершались в социалистических странах
под флагом борьбы за социализм, имели свои аналоги и в нашей
собственной практике". Однако с точки зрения руководства UCELN,
"глубокий кризис социализма вовсе не поставил под сомнение дорогу
революции, напротив - он освободил ее от мифов и всяческих табу".
Этот кризис также "освободил марксизм от оков догматичности и
схематизма, вдохнув новую жизнь в основные начала
материалистической диалектики марксизма" и "стимулировав
творческое начало и самобытность у тех народов, которые ведут
борьбу за освобождение - как национальное, так и социальное".
Среди прочих догматов, отброшенных UCELN в этот период, была и
концепция партии как единственного авангарда революционного
движения. "Кризис социалистического лагеря наглядно показал нам,
что для народной и социалистической демократии более здоровым
является такое положение вещей, когда в рамках общереволюционного
контекста различные политические тенденции ведут соревнование за
возможность осуществлять политическое и иделогическое руководство
в новом обществе".


Мануэль Перес в своих многочисленных выступлениях как перед
бойцами и командирами UCELN, так и перед участниками братской
организации FARC - EP постоянно проводил мысль о том, что
"демократия - это суть строительства социализма" и что "для того
чтобы гарантировать демократию в любом будущем обществе, мы
должны начать создавать ее здесь и сейчас..." "Самое лучшее - это
нчать создавать демократию здесь и сейчас посредством
установления прямой демократии народа в сфере экономического
развития, а также участия масс в процессе выработки политических
решений." Перес также не уставал обьяснять, что там, где это
возможно, партизанские силы и массовые движения уже сейчас
осуществляют "муниципальный контроль"( а также контроль на уровне
провинций и целых регионов).


Основные направления этой новой политической линии были
одобрены 2-м Конгрессом UCELN, прошедшем в декабре 1989 года.
Участники Конгресса после длительных и напряженных дебатов пришли
к выводу, что стратегия затяжной народной войны прежде всего
должна быть нацелена на создание народной власти. "Народная
власть находит свое наивысшее воплощение в разрушении старого
государства и в последующем формировании нового", но при этом
"очень важно уже с самого начала борьбы начать развивать
стремление масс взять власть в свои руки, помогая им чем только
можно в деле строительства собственных автономных форм
организации и создания форм самоуправления, находящихся в тесной
связи с возникающими революционными организациями."


Что же касается "муниципального контроля", то UCELN
"стремится к тому, чтобы сами люди становились новой
муниципальной властью, чтобы сами общины принимали решения по
вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы и нужды".
Вместе с тем, " с целью консолидации этой подлинно народной
власти в условиях войны, когда враг пока еще намного сильнее нас
самих", UCELN также выдвигает идею "обьединения борьбы как в
рамках существующих институциональных пространств, так и вне их,
в единую общую стратегию народной войны". Например, вторжение
революционных сил и народных масс в буржуазно-демократические
институты с помощью таких инструментов, как выборы мэров и
муниципальных советов, должны сочетаться с созданием новых
органов народовластия, поскольку народная власть "не может
существовать без прямой демократии и самоуправления масс".


Непреходящяя ценность социализма

Вплоть до самого конца своей жизни Мануэль Перес рассматривал
вопрос о власти в качестве фундаментального вопроса всех
революций. Незадолго до своей смерти он еще раз обьяснил свою
позицию во время хорошо известной дискуссии, начавшейся в
международном левом движении по инициативе участников
Сапатистской армии национального освобождения: "До некоторой
степени мы согласны с сапатистами, когда речь заходит о том, что
необходимо строить народную власть уже сейчас, а не дожидаться
окончательной победы революции и только после этого начинать
помогать народным массам в деле создания структур самоуправления
в той или иной форме. Тем не менее, мы не разделяем другие их
идеи, поскольку мы являемся частью революционного авангарда, а
значит, намереваемся сыграть свою роль на стороне народа в деле
захвата власти." Также, до самого конца своих дней Мануэль Перес
без устали опровергал тех, кто провозглашал, что "социализм
больше не имеет никакой ценности для Латинской Америки". "Мы
постоянно говорим и будем говорить вновь и вновь, что социализм
приобрел сейчас гораздо большую ценность, чем когда-либо прежде.
Однако это будет особый тип социализма, в большей степени
соответствующий специфическим условиям Латинской Америки. Мы не
можем и не должны копировать чьи-либо модели, какими бы
привлекательными они не казались, а должны искать свой путь -
единственный и неповторимый. И наиболее важной вещью для нас в
настоящее время является демократия, ведь социализм по
определению неотделим от демократии. Вот поэтому - то мы и должны
развивать начала прямой демократии, чтобы весь народ мог
участвовать в строительстве социализма."

Эти слова, по сути, стали политическим завещанием Мануэля
Переса - вскоре его не стало. После его смерти один из членов
UCELN так написал о нем: "Товарищ Мануэль сумел преодолеть
границы и океаны, и научил нас, что нация - это нечто большее,
чем просто несколько точек на карте. Его родиной был весь мир, а
его сердце отзывалось на всякий сигнал о том, что где-то люди
борются против неравенства и несправедливости. Он с тем же
успехом мог бы сражаться в джунглях Центральной Америки, или в
труднопроходимых дебрях Восточного Тимора, или же быть участником
палестинского сопротивления, бросающим камни в израильских
солдат. Для настоящего интернационалиста, каким он был до самого
конца, любой уголок планеты - это родная страна, а каждый, кто
ведет борьбу за право быть Человеком - это брат или сестра.
Мануэль Лопес сумел стать выше всяческих паспортов и сертификатов
гражданства. Его подлинной визой был моральный долг перед
народами, борющимися за освобождение..." Пожалуй, лучше и не
скажешь, ибо в этих коротких строчках отразилась вся жизнь
Мануэля Переса - одного из подлинных героев ХХ века, человека с
большой душой и горячим сердцем, для которого страдания и беды
ближних значили гораздо больше, чем собственный комфорт и
преуспеяние.

По материалам журналов "International Viewpoint", "
Venceremos-- magazine of Latin Amercian & Caribbean solidarity"
(Австралия), а также бюллетеня "Arm the Spirit"


(с) Творческий перевод с английского - Михаил Шувалов.

Hosted by uCoz